На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

udm-info

203 подписчика

Свежие комментарии

  • николай лебедев
    Вечная память герою, глубокие соболезнования родным и близким!В Удмуртии прости...
  • Владимир Акулов
    Странности  ? А  если  спать  ложишься  ...попрек  кровати  ? Это  ничего  ?Александр Бречало...
  • Сергей Кашапов
    Светлая память, царство им небесное! Они отдали жизнь за Родину!В Удмуртии прости...

Можно ли следить за своими детьми и буренками безнаказанно?

Васильев заказал в китайском интернет-магазине устройство за 390 рублей. А при получении посылки его встретили ФСБшники. В трекере оказался скрытый микрофон, хотя, по словам фермера, в описании товара об этом сказано не было. На пенсионера завели дело, по которому ему грозили четыре года лишения свободы.

Об этом случае в декабре 2017 года рассказали на пресс-конференции Владимира Путина. Президент поручил разобраться. Генеральная прокуратура провела масштабную проверку всех уголовных дел по следящим устройствам. Дело против Васильева закрыли.

И похожих «шпионских» уголовных дел уже много: только в 2016 году суды рассмотрели больше 200 дел и вынесли только один оправдательный приговор.

Время идет, но по-прежнему многие, как и упомянутый фермер, невольно продолжают подпадать под статью 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

О том, какое решение проблемы предлагает ТПП РФ, рассказал Президент Палаты Сергей Катырин.

Согласно последнему законопроекту силовых ведомств по дополнению статьи 138.1 УК РФ, который был рассмотрен 14 января на Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности, предлагается считать специальными техническими средствами для негласного получения информации любые приборы, независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя.

Но в таком случае, подчеркивает Сергей Катырин, «к специальным техническим средствам можно будет отнести неограниченно широкий круг электронных устройств, в том числе и мобильный телефон со встроенным диктофоном. Использование подобных расширенных формулировок в законе может привести к формированию ещё более репрессивной практики применения статьи 138.1 УК РФ».

Однако выход есть, заявляет Сергей Катырин.

ТПП РФ подготовила и направила в Государственно-правовое управление Президента РФ альтернативный законопроект. Предлагается вообще исключить из УК РФ статью 138.1 и одновременно установить уголовную ответственность за их умышленное незаконное использование в противоправных целях.

«Сам факт производства, приобретения или сбыта таких технических средств, - говорит Сергей Катырин, - не затрагивает конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища».

Эти права могут быть нарушены только при незаконном использовании специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, подчеркивает он.

К слову, Верховный Суд РФ уже разъяснил судам, что участие в обороте специальных технических средств «не может свидетельствовать о виновности лица в «совершении преступления, предусмотренного ст. 138.1 УК РФ, если его умысел не был направлен на приобретение и (или) сбыт именно таких средств (например, лицо посредством общедоступного интернет-ресурса приобрело специальное техническое средство, рекламируемое как устройство бытового назначения, добросовестно заблуждаясь относительно его фактического предназначения)».

Верховный Суд РФ разъяснил также, что не может быть квалифицировано по этой статье и приобретение устройства для негласного получения информации с целью, например, обеспечения безопасности – своей и членов семьи, сохранности имущества или для слежения за животными.

«Тем не менее, хотя разъяснения Верховного Суда РФ, конечно же, скорректируют правоприменительную практику в судах, это не нормативный правовой акт, обязательный для исполнения всеми участниками уголовного судопроизводства», - уточнил Сергей Катырин.

Тогда как предлагаемое ТПП РФ регулирование правоотношений в сфере производства, приобретения или продажи специальных технических средств для негласного получения информации позволит полностью купировать возникающие законодательные проблемы, убежден Президент ТПП РФ.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх