На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

udm-info

203 подписчика

Свежие комментарии

  • николай лебедев
    Вечная память герою, глубокие соболезнования родным и близким!В Удмуртии прости...
  • Владимир Акулов
    Странности  ? А  если  спать  ложишься  ...попрек  кровати  ? Это  ничего  ?Александр Бречало...
  • Сергей Кашапов
    Светлая память, царство им небесное! Они отдали жизнь за Родину!В Удмуртии прости...

Субсидии и кредиты в АПК: стоит ли шкурка выделки?

Еще в конце 1990-х годов никто, кажется, не думал о том, что в нечерноземной Удмуртии сельское хозяйство может стать не «черной дырой», в которой исчезают бюджетные деньги, а отраслью экономики.

Тем не менее, сегодня в Удмуртии сельхозпродукцию производят:

По состоянию на август 2019 года за 1103 крестьянско-фермерскими хозяйствами (КФХ) закреплено более 130 тыс.

га земли. Они производят 5-6% от общего объема валовой продукции сельхозпроизводителей региона. В том числе:

Доля производства крестьянско-фермерскими хозяйствами продукции %
зернобобовых 15%
картофеля 16%
овощей 9%

Количество голов крупного рогатого скота в КФХ — 21 тыс.

В первом полугодии КФХ произведено:

Крестьянско-фермерскими хозяйствами Удмуртии произведено в первом полугодии 2019 года
яиц (тыс. штук) 760
мяса скота и птицы на убой в живом весе (тонн) 353,4
валовый надой молока (тонн) 19523,7

Чтобы держать заданный уровень и увеличивать производство, хозяйствам необходима государственная поддержка и кредиты.

Суровая финансовая стабильность

Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей Удмуртии идет из двух источников — федерального и республиканского бюджетов.

«На сегодняшний день по 2019 году мы говорим об общей сумме финансирования АПК в размере 2 млрд 327 млн. Для сравнения, предыдущий год мы закрыли суммой 2 млрд 149 млн. Отмечу, что в эту сумму не входит инфраструктурное развитие. Из года в год финансирование находиться примерно на одном уровне. Мы говорим о 2 — 2,2 млрд поэтому существенных изменений за последние три года по механизму государственной поддержки не было, за исключением небольшого роста в этом году», — заявила глава Минсельхоза Удмуртии Ольга Абрамова.

Объемы финансирования АПК за счет бюджета Удмуртской Республики млрд
2018 2,149
2019 2,327

По ее словам, Удмуртию сложно назвать регионом, в котором очень сильно развиты крупные агрохолдинги

«Скорее всего, мы являемся такими хорошими середничками, где большая часть сельхозтоваропроизводителей, это представители среднего бизнеса. Но при всем при этом для нас нет никакой разницы по поводу размера предприятия. То есть, к любой компании, как к крупным предприятиям, так и к небольшим фермерам подходы в предоставлении государственной поддержки одни», — считает министр.

Основная доля субсидий предоставляется фермерам, занимающимся молочным животноводством и племенным делом:

Субсидии КФХ из бюджета Удмуртской Республики млн руб./год
на производство молока 750
приобретение и содержание племенных животных 340

31 июля Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии завершило прием документов на участие в конкурсном отборе по предоставлению грантовой поддержки фермерам.

Количество поступивших заявок — 116, в том числе:

Заявки, поступившие от КФХ
создание семейных животноводческих ферм 10
открытие фермерского хозяйства 21
развитие материально-технической базы сельхозкооператива 4

По новому направлению грантовой поддержки фермеров «Агростартап» (создание КФХ с нуля) заявился 81 человек, в том числе:

Заявки по направлению "Агростартап"
производство мяса крупного рогатого скота 32
молочное животноводство 15
растениеводство 12
коневодство 7

Кроме того, были заявлены проекты по разведению коз и овец, рыб, пчел, гусей и кроликов.

Общая сумма поступивших заявок от потенциальных грантополучателей составила 381,1 млн. руб. При этом объем средств, предусмотренных в консолидированном бюджете на предоставление грантов в текущем году, составляет лишь 253 млн. руб. — это максимальная поддержка, которая оказывалась фермерам республики все последние годы.

Это — по данным Минсельхоза Удмуртии, а по данным информационного справочника Минсельхоза России, в 2019 году 253 млн руб. в Удмуртии предусмотрено на оказание несвязной поддержки лишь сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Вопрос, почему средства, предназначенные только на развитие растениеводства будут распределены между различными отраслями, остается пока без ответа.

Шкурка выделки не стоит

Несвязанная поддержка товаропроизводителей Удмуртии подразумевает, что, предоставляя ее, Минсельхоз региона не контролирует, на что конкретно будут потрачены деньги. Тратить их селяне могут по собственному усмотрению — на зарплату работникам, приобретение семян или удобрений. Главное — это достижение определенных показателей.

Председатель сельскохозкооператива «Надежда» Бронислав Ясонов каждый год участвует в грантовой системе и получает субсидии на возмещение части затрат на развитие мелиорации земель, а также подает документы на льготное приобретение сельхозтехники.

Он считает, что сама система получения несвязной поддержки в последнее время сильно бюрократизировалась.

«Получать субсидии стало намного тяжелее. Требуется предоставить очень много документов, в том числе и налоговые справки, в которых может числиться копеечная задолженность, а это уже является препятствием для получения льгот. Пока этот долг закроешь, конкурс на получение субсидий будет уже завершен, — пояснил председатель. — Перед участием в следующем конкурсе фермер опять может сильно потратиться на посевную и т. д., опять накопил долгов и в налоговой справке снова будет отражена задолженность, которую пока нельзя компенсировать, поскольку уборка еще не началась и прибыли нет», — заявил он Udm-Info.

Получается замкнутый круг, гранты обычно объявляют во время посевной, когда люди закупают удобрение, топливо и перед началом уборочной компании, когда еще не удалось извлечь прибыль с продаж.

«Большинство производителей не хотят заниматься бумажной беготней и просто не участвуют в конкурсах. Тем более, что потом министерство может попросить вернуть деньги назад за невыполнение заявленного плана», — считает руководитель сельскохозкооператива.

По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в УР Александра Прасолова, к нему не раз поступали обращения от сельхозпроизводителей с жалобами на министерство о попытках незаконно вернуть выделенные денежные средства в виде субсидий. При этом фермеру грозила и уголовная ответственность. В ходе проводимых встреч и других мероприятий права предпринимателей были восстановлены.

«Буквально 26 июля на Дне Фермера ко мне подходили фермеры с такой же проблемой. У них планируется забрать обратно в бюджет сумму свыше 4 млн. рублей по причине того, что, со слов фермера, не была достигнута рентабельность в 10%, а добились только 6%, но в расчет был взят меньший период времени», — рассказал «Udm-Info» уполномоченный.

Как оказалось, подобные случаи не единичные. Эта проблема коснулась и председатель сельскохозкооператива «Надежда».

Бронислав Ясонов рассказал, что примерно 5 лет назад из-за погодных условий замерз ранний картофель, в результате получилось вырастить меньше гектаров, чем полагалось.

«В итоге нам пришлось судиться, привлекать гидромедцентр, сельхозакадемию, предоставлять фотографиии, чтобы доказать, что хозяйство не могло столько собрать, потому что картофель замерз, — объясняет фермер. — В этом году поля затопило дождем, сено заготовить не удалось, а в планах конретные цифры. Получается, правительство будет требовать возврата средств или попросит существенные доказательства».

Говоря о предоставляемых государством льготах, руководитель ООО «Рико-Агро» Константин Володин, акцентировал внимание на том, что субсидии практически никак не могут повлиять на себестоимость товара.

«Субсидии в большей степени влияют на рентабельность производства. К примеру, в прошлом году был кризис цен на молоко. Основная масса сельхоз предприятий без государственной поддержки сработали в минус, тоесть с отрицательной рентабельностью», — конкретизировал сельхозпроизводитель.

Избирательная поддержка

Несмотря на то, что в республиканском министерстве сельского хозяйства утверждают, что субсидии доступны для получения любому фермеру и распределяются справедливо, на деле это оказывается не совсем так.

Один из сельхозпроизводителей, трудящийся в Малопургинском районе Удмуртии, сообщил редакции, что буквально 2 недели назад перестали действовать субсидии на газомоторное топливо.

«В прошлом году цены на топливо с 28 рублей подскочили до 45 -48. По всей видимости такой необоснованный рост мог быть сговором производителей нефтепродуктов, чтобы продать топливо подороже за рубеж, — отметил фермер. — К тому времени, когда сельхозпродукцию мы уберем с полей и доставим ее в Ижевск, топливо „съест“ практически 30% от стоимости продукции, которую фермер выращивал месяцами».

Фермер также посетовал, что ему еще ни разу не удалось взять льготный кредит.

«С банками работать тяжело. У сельхозпроизводителя простая бухгалтерия. У нас нету баланса, чтобы соответствовать критериям ликвидности и т. д., а в банке все эти цифры требуются», — уточнил фермер.

Этой же позиции придерживается руководитель компании «Рико-Агро». Он считает, что по своей природе фермер — это обычный человек и трудяга, работающий с землей, ведущий свое хозяйство, ему некогда заниматься этой бумажной волокитой. Его цель — выполнить план, если у крупных сельхоз предприятий есть экономист или бухгалтер, а у обычного фермера в подчинении таких людей нет и помимо ведения своего бизнеса ему приходиться осваивать финансовую грамотность, чтобы к примеру попытаться получить льготный кредит или субсидию.

«Скорее всего Минсельхозу и правительству выгоднее усложнить требования для получения определенных льгот, чтобы неосвоенные деньги раздать в виде бонусов более крупным компаниям», — считает руководитель фермерского хозяйства в Малопургинского района.

Говоря о льготном лизинге Володин подчеркнул, что самый дешевый лизинг дает федеральная лизинговая компания, находящаяся в Москве. Проблема в расстоянии и способах коммуникации сразу дает о себе знать, на это уйдет очень много времени. Поэтому фермер чаще всего идет в обычную частную лизинговую компанию, которая находиться в Удмуртии и договаривается о цене и процентах. В республике ставки выше чем в Москве и льготным лизингом это назвать можно с натяжкой.

В тоже время в МКК Удмуртском фонде развития предпринимательства, учрежденного правительством УР отмечают, что уже на протяжении 3 лет наблюдается снижение спроса со стороны сельхозпредприятий на выдачу микрозаймов.

«Это во многом связано с действующими программами Министерства сельского хозяйства Удмуртской Республики, грантовой поддержкой и федеральной Программой льготного кредитования сельхозпроизводителей, в рамках которой заемщикам доступны минимальные фиксированные процентные ставки по льготным кредитам в размере от 1 до 5% годовых. Так, в 2017 году мы выдали 37 займов на общую сумму 48 млн рублей, в 2018 году 31 заем на сумму 31 млн руб., на 01 августа 2019 года выдано 11 займов на сумму 13 млн руб», — заявил гендиректор фонда Алексей Вьюгов.

В фонде уточнили, что в тоже время финансовое состояние предприятий сельского хозяйства показывает стабильную положительную динамику, о чем свидетельствует снижение количества отказов по микрозаймам Фонда за последние 3 года: 12 отказов в 2017 году, 8 отказов в 2018 году.

По данным действующего портфеля микрозаймов Фонда около 60% сельскохозяйственных предприятий привлекли заемных средства на инвестиционные цели — строительство, покупку спецтехники, обновление поголовья КРС, а остальные 40% микрозаймов направлены на пополнение оборотных средств — проведение посевной, приобретение ГСМ, удобрений и кормов.

Сельхозпроизводители Удмуртии готовы участвовать в программах брать кредиты и получать субсидии из бюджета чтобы развивать производство. Не все, не всегда и не на предлагаемых им условиях, но готовы. В отличие от других регионов, в Удмуртии нет проблемы постоянной борьбы за финансовую помощь между крупными и мелкими сельхозтоваропроизводителями, есть другие - волокита, бюрократия и формальный подход. Устранив их, вполне возможно добиться и развития, и увеличения производства, но кто будет этим заниматься, вопрос: фермеры и предприниматели пока нужны государству в качестве налогоплательщиков, не более.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх