На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

udm-info

203 подписчика

Свежие комментарии

  • николай лебедев
    Вечная память герою, глубокие соболезнования родным и близким!В Удмуртии прости...
  • Владимир Акулов
    Странности  ? А  если  спать  ложишься  ...попрек  кровати  ? Это  ничего  ?Александр Бречало...
  • Сергей Кашапов
    Светлая память, царство им небесное! Они отдали жизнь за Родину!В Удмуртии прости...

Авто в кино-2

По этому поводу сегодня мы продолжаем начатый в октябре 2019 года разговор о художественных фильмах, в которых зритель мог познакомиться с автомобилями различных марок. Если в первой части мы рассказали о народных автомобилях советской эпохи, то на этот раз речь пойдет, наоборот, о более редких, в том числе иностранных моделях машин.

Неравноценная замена

Автор романа «Семнадцать мгновений весны» Юлиан Семенов подобрал для главного героя автомобиль, соответствующий его рангу в номенклатуре гитлеровского рейха. В книге Штирлиц колесил по Германии на роскошном «Хорьхе-853». Но поскольку съемочной группе не удалось найти подобной машины, штандартенфюрера усадили за руль куда более дешевого «Мерседес-Бенц-230» 1938 года выпуска. Это авто из мосфильмовского гаража можно видеть в фильмах «Освобождение», «Щит и меч», «Судьба человека», «Тегеран-43». За рулем машины Вячеслав Тихонов провел не один съемочный час. Впрочем, в некоторых эпизодах автомобиль приходилось заменять на «дублеров», поскольку натурные съемки происходили в разных, часто удаленных друг от друга местах.

«Мерседес», в котором ровно на 20 минут засыпал главный герой фильма, имел внутренности от машин более позднего времени. Если бы Штирлиц открыл капот своего служебного автомобиля, то обнаружил бы там мотор от 21-й «Волги» (чем не привет с Родины для ностальгирующего разведчика?).

После замены родного движка на волговский легковушка пережила второе рождение, что позволило ей развивать довольно приличную скорость. Но в одном месте создатели фильма явно переборщили со скоростью движения. Помните, когда Штирлиц везет пастора к границе по узкой, извилистой и к тому же заснеженной горной дороге. Они о чем-то разговаривают, камера показывает спидометр: 100-110-120 километров в час! К слову, в этой же сцене допущено еще несколько оплошностей: Штирлиц и его пассажир слушают радиоприемник, который никогда не устанавливался на машины этой модели. Кроме того, из динамика льется песня Эдит Пиаф, которая будет записана лишь через 15 лет после окончания войны.

Инвалидка с дипномером

В заключительной часть комедии «Операция Ы» фигурирует инвалидная коляска С-3А производства Серпуховского мотозавода (до закрытия предприятия в 2013 году на нем выпускали люксовую «Оку» СеАЗ-1113). Впрочем, первая модель «инвалидки» - модель С-1Л выглядела гораздо смешнее последующих, так как она была трехколесной, а вместо цельного рулевого колеса у нее было подобие самолетного штурвала.

С упомянутым автомобилем герои фильма разыграли две замечательных шутки: Когда возникает затор на дороге, Бывалый (Евгений Моргунов) вручную разворачивает «инвалидку» на месте. Снять столь эффектный эпизод позволили небольшая масса машины (всего 425 кг) и скользкая поверхность - под колесами был лед, который старательно присыпали снегом. Ну а вторая шутка за давностью лет большинству зрителей уже непонятна. Связана она с номерным знаком, который вешается на «инвалидку» в целях конспирации. Это представитель совсем старой серии номеров с черными буквами на желтом фоне, которая выдавалась до 1959 года. Он хорошо виден в кадре: «Д 1-01», в котором буква «Д» означает, что он… дипломатический!

После выхода комедии «Операция Ы и другие приключения Шурика» эту инвалидную коляску прозвали в народе «моргуновкой». Микролитражку этой модели с 10-сильным мотором делали специально для инвалидов – у нее полностью ручное управление сцеплением, газом и тормозами. Но самое главное то, что она стоила всего 761 рубль, то есть была в 6 раз дешевле «Москвича-408» с ручным управлением…

«Адлер» в Крыму

За исключением нескольких эпизодов, «Кавказскую пленницу» снимали в Крыму. Леонид Гайдай всячески поощрял актеров, чтобы те придумывали всевозможные шутки, и за каждую находку ставил им по бутылке шампанского. Благодаря этому были придуманы сцены с автомобильным прикуривателем на груди у Балбеса и зарисовка с отвинчиванием им же фигурки оленя от капота легковушки. А еще сцена, в которой троица перегораживает дорогу перед мчащейся машиной, и Трус, дергаясь, обвисает на руках своих подельников.

Съемки этого эпизода едва не закончились трагедией. Когда Наталья Варлей неслась на большой скорости и до троицы оставалось буквально несколько метров, актриса поняла, что тормоза не срабатывают! Трус, Балбес и Бывалый в панике разбежались. Машина чудом остановилась в метре от лежавшего на асфальте оператора...

Автомобиль, о котором идет речь, – это красный «Адлер Триумпф Юниор», выпускавшийся в Германии с 1934 по 1941 год. Машина была собственностью Юрия Никулина. Изначально она имела привод на передние колеса, но к моменту съемок сменила привод на задний, а вместо родного мотора – движок от «Москвича». В фильме авто снимали под его родным номером 91-63 ЮАР. У каждой буквы есть свое значение: «Ю» означает, что авто зарегистрировано в Московской области, «А» – год регистрации 1960-й, а «Р» – машина находится в частной собственности. Сегодня этот кабриолет можно увидеть в бронзовом памятнике Юрию Никулину перед московским цирком на Цветном бульваре.

«Кавказская пленница» просто изобилует всевозможными транспортными средствами. В комедии присутствуют осел, лошадь, бочка на колесиках, мотоцикл «Урал», две модели «Волги» (седан и универсал), седельный тягач «Шкода-706», микроавтобус «Старт» с кузовом из стеклопластика, грузовик ГАЗ-АА, а также санитарный фургон ГАЗ-55. Последнему посвящено особенно много реплик, которые мгновенно стали крылатыми фразами: «Машина – зверь!», «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!», «Да отсохнет его карбюратор вовеки веков!»

«ЛАЗ» не для нас

Многие зрители до сих пор уверены, что в фильме «Кавказская пленница» они слышат голос Натальи Варлей. В действительности он принадлежит совсем другой актрисе. Во время озвучивания картины у Варлей никак не получалось «попасть в губы» своей киногероини. В итоге режиссер был вынужден пригласить профессионального голосового дублера – Надежду Румянцеву. Она хорошо известна зрителю, в том числе по главной роли в фильме «Королева бензоколонки». А ведь на момент съемок Румянцевой, исполняющей роль 17-летней девушки, было уже 32 года!

Для съемок этого фильма в Полтавской области пришлось построить бутафорскую бензозаправку, поскольку на настоящей АЗС снимать запретили из-за пожароопасного осветительного оборудования. Персонажами этой картины стали автомобили, которые давно исчезли с наших дорог. Это «козлик» ГАЗ-69, грузовики ЗиС-150, МАЗ-200, КрАЗ-221 и даже карьерный самосвал «БелАЗ-540».

Но среди показанных в фильме машин есть и такая, которая так и не вышла за границы кино. Это, конечно же, диковинный автобус «Украина», который якобы курсирует по маршруту Киев – Ялта. Он был создан всего в двух экземплярах на Львовском автобусном заводе. Помимо совершенно нового кузова, автобус имел целый ряд новых узлов: пневматическую подвеску, телескопические амортизаторы, гидроусилитель руля, 5-ступенчатую коробку передач и много иных невиданных в то время «наворотов». Внутри «Украины-1» стояли кресла самолетного типа на 36 пассажиров, а «Украина-2» имела еще более комфортабельный салон на 28 мест с буфетом, туалетом и гардеробом для верхней одежды.

В съемках «Королевы бензоколонки» участвовала первая версия этого автобуса. Затем оба варианта «Украины» несколько лет простояли под открытым небом в Москве на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ). В итоге красавцы-автобусы разделили судьбу иных отечественных «достижений», среди которых есть Царь-колокол, который ни разу не зазвонил, и Царь-пушка, которая так ни разу не выстрелила.

Не прибалт, а кавказец

В любимой картине В. В. Путина «Осенний марафон» фигурирует весьма любопытный экземпляр автомобиля. Вспомните сцену из фильма: расстроенный Бузыкин переходит улицу. Слышен визг тормозов. Из остановившейся машины выскакивает водитель: «Ты что, водохлеб, не видишь, что я еду!?» Далее главному герою предъявляется стандартный в таких случаях перечень претензий: «Рихтовка, шпаклевка, покраска…» Так вот, 9 из 10 опрошенных зрителей старшего поколения уверенно скажут, что это РАФ-977 из латвийского города Елгава. Полвека назад такие микроавтобусы широко использовались в качестве маршрутных такси и карет скорой помощи.

В действительности ДТП происходит с участием микроавтобуса ЕрАЗ-762 – об этом говорит заводская эмблема на капоте авто. В 1966-96 годах эту машину выпускали на Ереванском автозаводе, банально скопировав РАФ-977. С конвейера в Ереване сходило три разновидности этой «буханки», но в основном – грузопассажирский вариант с кабиной на два места. Остается добавить, что армянское слово «ЕРАЗ» означает «МЕЧТА».

На протяжении 30 лет ереванские авто собирали из деталей и узлов, которые поставлялись с Горьковского и Ульяновского автозаводов. После развала СССР предприятие, рассчитанное на выпуск 100 машин в сутки, едва выдавало по 2-3 штуки. Точку в истории этого автомобиля «кавказской национальности» поставило появление в 1995 году фургонов ГАЗель. С ними ЕрАЗы не могли конкурировать ни по качеству, ни по цене, ни тем более – по грузоподъемности, а потому в скором времени завод был объявлен банкротом и остановлен.

Фердинанд против Студера

В фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» снялись несколько раритетных автомобилей. И бандиты, и сотрудники МУРа разъезжают на продукции автозавода имени Сталина. Только у одних это фургон-хлебовоз ЗиС-5, а у других – городской автобус ЗиС-8 по прозвищу «Фердинанд». Он выпускался на московском заводе «Аремкуз» на базе упомянутого грузовика и унаследовал все его характеристики: обитая жестью деревянная кабина, 73-сильный двигатель, грузоподъемность 3 тонны.

ЗиС-5 и его модификации имели самый минимум удобств: тормоза были без «гидравлики», в кабине отсутствовала печка, а на ветровом стекле не было такой естественной вещи, как «дворники». Главными достоинствами этой машины стали простота (его можно было отремонтировать прямо в поле) и фантастическая живучесть. Известны случаи, когда ЗиС-5 с вышедшим из строя бензонасосом сумел выехать из-под вражеского обстрела – водитель вел машину, а пассажир, лежа на капоте, лил бензин из канистры прямо в карбюратор…

Один из антигероев фильма по имени Фокс ведет совершенно роскошную жизнь: обедает в ресторане «Астория», носит форму из материла «как у высшего офицерского состава» и, конечно же, ездит на иномарке. И действительно, по сравнению с отечественными машинами американский автомобиль «Студебекер» (за ним закрепилось прозвище«Студер») обеспечивал водителю и пассажирам гораздо более высокий уровень комфорта.

Когда грузовик с Фоксом начинает отрываться от преследователей, шофер Копытин сетует: «Догонишь его, как же… У Студера мотор втрое мощнее нашего!» Между тем данная фраза не соответствует действительности, поскольку все поставлявшиеся в СССР «Студебекеры» имели двигатели мощностью 95 лошадиных сил. Что действительно выгодно отличало «американца» от советских грузовиков той поры, так это наличие пятой передачи. Благодаря этому личному водителю Фокса почти удалось оторваться от преследователей. К счастью, после меткого выстрела Глеба Жеглова погоня заканчивается падением бандитской машины в реку Яузу.

«КрАЗ» цвета крокодила

В комедии Георгия Данелия «Мимино» (в переводе с грузинского «Сокол») самолеты и вертолеты показаны лишь мельком, тогда как автомобильная техника редко уходит на второй план. Это и «Запорожец» командира авиаотряда, на котором Валико Мизандари ездит без прав, и везущее его в зарубежный универмаг такси «Мерседес», и колесный трактор «К-700», которым управляет Рубик Хачикян. Но основным неодушевленным действующим лицом кинокартины является, конечно же, ярко-оранжевый самосвал КрАЗ, в котором в буквальном смысле слова живут главные герои.

В комедии мог быть очень смешной эпизод, когда Фрунзик Мкртчян наконец находит свою пропавшую машину и в порыве чувств целует ее бампер. В тот день мороз стоял под 30 градусов, так что губы актера прилипли к металлу, и он не мог их отодрать. Было очень смешно, но все-таки режиссер вырезал эту сцену, потому что поцелуй был только ради того, чтобы насмешить зрителя.

Снявшийся в фильме автомобиль – это самосвал КрАЗ-256-Б, который выпускали в украинском городе Кременчуге. В 1977-м весь модельный ряд КрАЗов был модернизирован (точнее сказать, оттюнингован). Но даже после этого он сохранил обитую жестью деревянную кабину и прожорливый чадящий дизельный двигатель.

Так откуда взялся диковинный ярко-оранжевый цвет самосвала вместо стандартного в те годы темно-зеленого? В годы повального дефицита все товары в СССР красили той эмалью, которая имелась в наличии. Если в стране было много оранжевой краски, то таковыми становились и складные велосипеды «Кама», и даже резиновые крокодилы (именно такая игрушка показана в фильме).

Ну а если серьезно, то ярко-оранжевая расцветка была у машин, предназначенных для отправки в районы Крайнего Севера – этот цвет хорошо заметен и на фоне снега, и в летней тундре. КрАЗы этой модели экспортировались более чем в 40 стран мира. Машины, проданные через «Автоэкспорт» британской компании «UMO Plant», англичане перепродавали под названием «BelAZ-256». При том что БелАЗ – это не что иное, как… Белорусский автомобильный завод!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх