На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

udm-info

203 подписчика

Свежие комментарии

  • николай лебедев
    Вечная память герою, глубокие соболезнования родным и близким!В Удмуртии прости...
  • Владимир Акулов
    Странности  ? А  если  спать  ложишься  ...попрек  кровати  ? Это  ничего  ?Александр Бречало...
  • Сергей Кашапов
    Светлая память, царство им небесное! Они отдали жизнь за Родину!В Удмуртии прости...

Полеты наяву: как устроен в России рынок авиаперевозок?

Говорить о буме авиаперевозок в стране пока еще рано. Тем не менее, самолет уже почти стал, как это было раньше, общественным транспортом, а дорога в аэропорт - популярным маршрутом в навигаторах жителей страны.

Но кроме авиакомпаний есть еще и аэропорты, так возможен ли союз авиакомпании и аэропорта – в интересах пассажира? Сколько платит пассажир за комфортное ожидание и безопасный перелет?

Мало аэропортов

Канал РБК/Бизнес-Вектор приводит интересную статистику. В 2018 году аэропортовый рынок России в 2018 г. превысил 150 миллиардов рублей. Аэропорты страны за год обслужили 207 миллионов пассажиров и обработали 1 миллион 170 тысяч тонн коммерческого груза. На треть объемы воздушных перевозок в России увеличились за 3 года.

Приведенные цифры впечатляют, но всецело доверять впечатлениям не стоит. За последние десятилетия количество воздушных гаваней в стране сократилось в разы, в 2018 году их насчитывалось 227 (в 1991 году – 1450). При столь малом количестве аэропортов в России огромные территории, часто связанные с «материком» исключительно за счет авиации.

По словам главы ТПП РФ Сергея Катырина, за последние 20-25 лет сеть аэропортов существенно сократилась, в три раза сократилось количество населенных пунктов, с которыми держится авиасвязь.

«Как правило, в России маленькие аэродромы и площадки, которые существуют, они все находятся в состоянии дотаций своих собственников и инвесторов», - считает совладелец аэродрома «Северка» Иван Мазурин.

В борьбе за пассажира

При этом треть из 227 аэропортов – крупные, обслуживающие не только внутренние, но и международные рейсы. Закономерно, что подавляющая часть перевозок пассажиров приходится на столичные аэропорты: Шереметьево (45,8 млн человек), Домодедово (29,4 млн человек), Внуково (21,5 млн человек) и Пулково (18,1 млн человек). В прошлом году они обслужили 55 процентов всего трафика и две трети внутрироссийских перевозок.

Что показательно, аэропорт Домодедово в 2014 году уступил лидерство в отрасли аэропорту Шереметьево. В связи с уходом с рынка «Трансаэро» и «Вим-Авиа» Домодедово потерял более 1 млн пассажиров. Чтобы вернуть их, аэропорт в два раза увеличит пропускную способность терминала, потратив на это за два года 40 млн рублей. Срок возврата средств - 15-20 лет. После 2025 года аэропорт приступит к строительству третьей взлетной полосы. Кроме этого, Домодедово одним из первых в России допустил к обслуживанию самолётов независимые сервисные компании.

Пассажир для аэропорта - основной источник доходов. Воздушная гавань зарабатывает на том, что оказывается в нужном месте и в нужное время на пути туриста или бизнесмена.

Как говорит директор по маркетингу аэропорта Домодедово Марина Букалова, «нам важно получить авиакомпанию и пассажира в наш аэропорт».

«Если по каким-то причинам авиакомпанию не устраивает конкретно наша услуга хэндлинга по ценовым или по каким-то иным причинам, то у нее должен быть выбор. Мы не должны загонять её в систему «Либо здесь покупай, либо не летай к нам», - считает она.

Структура затрат

Доля аэропорта в цене билета не велика, она не превышает 15%, лишь 25% от этой суммы – плата за пребывание пассажира в аэропорту, 1/5 часть – затраты на обработку багажа, 10% - обеспечение взлета и посадки, столько же – обеспечение безопасности в аэропорту. Наземный тариф постоянен, в Москве – 500 руб. с пассажира, еще столько же выручит аэропорт, если пассажир будет пользоваться услугами терминала.

«За парковку пассажир платит самостоятельно. И также платит в чашке кофе, которая потом через процент от выручки либо через арендную ставку попадает в аэропорт. Или он просматривает рекламу и реклама какую-то часть, полученную от выручки от рекламодателя, мы также получаем», - говорит Марина Букалова.

Еще 15% занимают неавиационные доходы аэропорта Домодедово. Но сделать терминал прибыльными возможно лишь с миллионным пассажиром, а таких аэропортов в России только 30.

Неавиационные занимают 15% выручки Домодедово. Но вывести терминал в плюс возможно только с миллионным пассажиром. В России таких аэропортов около 30.

Кто они, основные игроки?

Подавляющая часть пассажиропотока приходится на 4 аэропорта: Шереметьево, Домодедово, Внуково и Пулково. Это 55% всего трафика и две трети внутрироссийских перевозок.

На пятки большой четверке наступают частные аэропортовые холдинги, но пока сделать это удалось только «Новатэку», собравшему 16 аэропортов. Среди отстающих – 7 аэропортов группы «Аэропорты регионов» и три у «Базэл-аэро».

В 2018 году владелец «Аэропортов регионов» Виктор Вексельберг предлагал обнулить НДС на полеты в обход Москвы. Ведомства эту идею поддержали, поддержала ее и Торгово-промышленная палата России. Стимулирующая прямые перелеты мера может вступить в силу уже с 1 июля.

«Московский авиационный узел, конечно же, перегружен. И у нас иногда между соседними городами на той же Волге попасть из города в город, кроме как через Москву, попасть невозможно: по реке не ходят, по дорогам далеко», - считает президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Сергей Катырин говорит, что в прошлом году в развитие наземной инфраструктуры, строительство новых аэропортов, развитие авиации было вложено 18 млрд рублей.

«В первую очередь, это строительство новых аэропортов. России сейчас необходимо не менее 150-200 аэропортов - чтобы более-менее нормально наладить авиационное сообщение», - считает Сергей Катырин.

Двести новых аэропортов увеличат в два раза количество существующих сегодня воздушных гаваней. Ни государство, ни бизнес в одиночку с этой задачей точно не справятся. Участники рынка выступают за принятие отраслевого закона. Документ не только установит правила игры на летном поле, но и создаст механизмы для привлечения в аэропорты частных инвесторов. Тогда это будет взлетный бизнес-вектор.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх